Saturday, November 16, 2013

Деревянные башмаки - кломпы

Clogs


     Впервые традиционные голландские башмаки - кломпы - я увидела у входа в дом на далёком солнечном острове Пуэрто Рико. И стояли они перед дверью отнюдь не для украшения. Хозяйка дома привезла их с родины мужа и использовала  по назначению с удовольствием: что может приятней дерева на босу ногу в жару? Много она, правда , в них не ходила, только по участку. Да и кломпы были уже не новыми, гладкими, "отполированными"  внутри под хозяйскую ногу  
*                
    На мой высокой подъём они не подошли, так что пришлось поверить  на слово, что в них "очень удобно", а  в дождливой Голландии  ещё и практично: оставляешь  их у входа  вместе с налипшей грязью, а потом стряхнёшь остатки, оботрёшь - и  снова на улицу при параде. " В деревнях там и сейчас кломпы используют" - услышала я к своему удивлению,  и, оказалось, так оно и есть. И - не только в деревнях. В городке на севере страны, куда я перебралась непосредственно с тропического  остова, в них даже велосипедисты встречаются, хоть и не часто. А собак выгуливают в такой обуви сплошь и рядом. Этим летом  встретился  мне прямо у дома  приветливый старичок,  согласившийся  подождать, пока я сбегаю 
 обменять свою таксу на фотоаппарат. Питомца своего ему тоже захотелось запечатлить на память.

Слева под фотографией  велосипедиста  - житель близлежащей деревушки по дороге в продовольственный магазин. В правой руке, если присмотреться, можно заметить пакет для покупок. 
Выкрашенные в жёлтый цвет, с небольшим традиционным орнаментом - самый распространённый вид  кломпов, который изготавливают на небольших предпрятиях и в кустарных мастерских,  в основном для туристов. Продаются они как в сувенирных ларьках и магазинчиках, так и в мастерских по ремонту обуви, и, конечно же, на рынке . Справа - довольный продавец у своего лотка в рыночный день на улице Хоогевейна. 

 Орнамент  теперь не отличается разнообразием, а когда-то именно благодаря нему прихожане находили свою собственную пару башмаков, оставленную у входа в церковь. Его наносили вместе со слоем лака, предохраняющего дерево от избытка влаги и грязи. Поскольку под краской могут скрываться дефекты дерева, вплоть до трещинок, самыми ценными и дорогими являются отполированные, но не крашеные ещё кломпы, которые встречаются в продаже довольно редко. Я запаслась такой парой вскоре после приезда, не ведая о ценности своего преобретения, удивившись, однако, цене. Думала - пусть будут на память о жизни в этой стране. Они  лежат сейчас  где-то в надёжном ( мне неведомом) месте. Начну собираться переезжать - найду.  А вот так  выглядят такие кломпы  в нОске. ( маленький кадр слева). Снизу - разнообразие расцветок и размеров всё на том же местном рыночке. Тёмно синие - дань близости провинции Фрисланд, славящейся своей самобытностью и стремлением к независимости. 



     В школах этой провинции обучение ведется также и на фризском языке. Флаг провинции состоит из чередующихся диагональных чередующихся тёмно-синих и белых с изображением красных листьев водяной лилии полос. Вариации этих расцветок - неизменный атрибут фризских товаров, и синие с красным орнаментом кломпы  местного изготовлення, покрашены в расчёте на фризского покупателя.

     История появления первых кломпов в Нидерландах теряется  в средневековье. Именно тогда, по преданиям, они проникли в страну из Франции - родоночальницы деревянных башмаков (сабо), и быстро получили признание сельского населения. До этого на селе  носили  деревянные сандалии, а деревенские мальчишки и  вовсе  босыми бегали, пока погода позволяла. Башмаки из цельного куска дерева надежно предохраняли ногу от травм и сохраняли тепло, особенно при подложенной внутрь соломе, позже - газете. Поскольку дерево, попав в почву, разлагается без остатка, то неизвестно когда и где именно выстругали первый голландский кломп. Предполагается, что  поиск  старинных кломпов не в  последнюю очередь осложняется  использованием отслуживших башмаков в качестве дров для камина. И тем не менее, в 1990 году на территории Нидерландов в плотине, перегораживающий реку Роттер был найден кломп, датирующийся 1280-ым годом, размером 28 см в длину и12,5 в ширину. А самый старый на сегодняшний день кломп 1230 года обнаружен в дамбе в Амстердаме. Оба найденных башмака изготовлены из древесины ольхи. Таким образом ясно, что кломп в той форме, какой мы его знаем сейчас существовал уже лет 800 назад, но, скорей всего, изготавлялись деревянные башмаки и ранее. Есть надежда найти этому подтверждение, обнаружив  такую обувь в залежах торфа.

     Изготовливались кломпы в старину искючительно вручную из заготовок подходящих твердых сортов свежей древесины: тополя или ивы, при помощи набора специальных ножей и долота.  



     Вначале вырезали башмак на левую ногу, примеряли, а потом уж брались за второй - на правую. Оказывется у 80% населения левая нога больше правой. Деревянная обувь такой формы должна свободно сидеть на ноге. Меряют  кломпы в достаточно толстых носках, при этом между пяткой и задником  башмака  должен проходить указательный палец. Только в этом случае их можно будет носить.
     Вырезанные  башмаки оставляют на просушку. Раньше  при хорошей погоде - прямо на улице.



                                         На этой фотографии  1935 года  (взятой из сети) видно, 
                                     как  сушатся  только что сделанные кломпы в деревне Ентер.

     Позже - в специальных помещениях на стелажах.  До следующего этапа обработки - полировки - в дереве должно остаться не более 10% влаги.  Для кломпов, изготовленных из ивняка, сушка длится около недели, а для тех, что из тополя - недели две. После этого можно приступать к полировке. В старину это была женская работа. Полировали вновь изготовленные башмаки вначале внутри - для большего комфорта, а затем снаружи - для красоты, натирая их поверхность влажными губками с  белым песком. После такой обработки  они светлели и становились гладкими. 
   Несмотря на трудоёмкость изготовления,  опытный мастер мог изготовить 7 пар башмаков за 13-ти часовой рабочий день.  Но и это количество не могло удовлетворить возрастающий спрос сельского населения на дешевую, доступную и практичную обувь. И на помощь ремесленникам пришли  простейшие, управляемые вручную станки.  В некоторых деревеньках они до сих пор в ходу, и там можно посмотреть процесс изготовления кломпов от заготовки из ствола дерева, до готового башмака, чем я и воспользовалась минувшим летом. Поскольку древесина теперь заготавливается заранее, она не удовлетворяет проценту влаги, необходимому для её обработки  и  нарубленные заготовки замачивают в бочке с водой за день до начала работы с ними. 
После этого их вставляют  в станок для первичной обработки,  при этом сразу обтачиваются заготовки для правого  и левого башмаков и за считанные минуты  колодки приобретают следующий вид:



После этого они вставляются в следующий станок для высверливания внутренней полости. 

  
 Управлять таким таким станком - тоже достаточно тяжёлый физический  труд.  Дальнейшая обработка происходит вручную.
Готовые  кломпы отправляются на  просушку и впоследствии обтёсываются и  полируются  при помощи движущейся ленты из  наждачного полотна, после чего они, в принципе, готовы для продажи. 


Если в послевоенные годы практически весь класс сидел в кломпах, то сейчас тут на севере страны  ребятишки одевают их лишь выйти во двор поиграть, да и то не так часто. Но всё  же постоянно слышишь стук деревянных детских башмачков о мостовую, а то и самих их видишь, дожидающихся отлучившегося  хозяина.  

Снашиваются  такие башмаки довольно быстро, и если раньше прорехи в деревянной подошве пытались залатать кусочком кожи, то сейчас отслуживший кломп  оставляют в качестве элемента декорации  участка или входа в дом.
Причём использование башмаков в этом качестве настолько мило сердцу жителей страны, что и те, кто кломпов не носит, с удовольствием ставит их у порога.
Или в коридоре - откровенно бутафорные , но честно из цельного куска дерева выточенные

А у  двери неподалёку от моего дома, оставленной напоследок,  меня ждал сюрприз. Там уже много лет, как мне казалось, неизменно, стояли у входа старые крестьянские кломпы. В субботу утром подошла  я  их сфотографировать, а  из окошка выглядывает удивлённый хозяин. Пришлось подождать его у двери, чтоб объяснить своё намерение , а заодно и разрешение спросить . Услышав,что  я фотографию для  заметки в блог хочу сделать , он сильно воодушевился и, смахнув с башмаков  пыль, поставил  их поровнее и сказал, что я застала последний момент их существования: он как раз купил новые на смену и их на улице уже  не оставит. С этими словами, он открыл багажник машины, вынул оттуда блестящие  яркой желтизной кломпы, поставил на место прежних мне для фотографии, а старые протянул на память. Они прохудились. Дырявую подошву одного из них я и привела выше в этом рассказе. 
 Из второго же, покрепче, я соорудила себе кашпо на стену у входа и пристроила туда осенние хризантемы . Вполне "аутентично" получилось..

-------------------------------------------------------
*  Иллюстрация из книги Rien (Marinus Harm) Poortvliet " Тe hooi en te gras "

_________________________________________

Фотографии, любезно предоставленные Яном фан Дайком, иллюстрирующие его комментарий (№11) к  этой статье.


19 comments:

  1. вот кааак поеду в Голландию, каааак куплю себе пару кломпов!, может даже через недельку в субботу)

    ReplyDelete
  2. ОООх тогда и я свои отыщу и каак нарядимся. да приоденемся ! Скажи тогда...

    ReplyDelete
  3. Когда вижу такие башмаки у меня возникают ассоциации со сказками Андерсена. Интересно, а в них ноги не давит? Деревяшка все-таки:)

    ReplyDelete
  4. Ну, вот свободны должны быть, и на носок плотный. Другое дело - тяжёлые они, так что ходить без сноровки, мягко говоря, неудобно и утомительно. А вот привыкли ж люди, носят. Я б всё ж водить в них запретила. Но - проверить непросто, у кого в чём нога на тормоз готова нажать, водят в них к сожалению.

    ReplyDelete
  5. Как интересно! да, наверняка в них неудобно, но были же в своё время модны сабо на деревянной подошве, неудобно, но приноровились же, мода:)))) А здесь - традиция! Ну очень интересный рассказ!

    ReplyDelete
  6. Спасибо! Меня тоже удивляет, что носят, но - факт. Говорят, что простота одеть-снять тоже не последнюю роль играет. Без привычки, однако, в таких не погуляешь.... :-)

    ReplyDelete
  7. А вот что это за загадочные башмачки!!! Вы прям корреспондент! Так с душой , с картинками - очень интересно! Я родилась в Литве и провела там детсво, и только сейчас, повзрослев, начинаю понимать, сколько в литовском языке заимствованных слов. Будучи маленькой я удивлялась, почему обувь - что-то в виде сабо, с деревянной толстой подошвой, но сверху всё же кожа была, и она была круглыми заклепками по периметру к подошве приделана - называли клУмпес. Они были очень модными в те времена )... но в словечке одна буква видимо всё же изменилась ) Я бы не подумала, что такую деревянную обувь НОСЯТ!! Это же ПЫТКА для ног :))) У меня тоже есть такие малюсенькие сувенирные кломпы за 2 евро (их какой-то паровозик вывез из мини города) - подруга привезла из Голландии, я от них в восторге!

    ReplyDelete
  8. Интересно: клумпес, явно на кломпы смахивает :-) Просто множественное число иначе образуется - один-то "кломп", Да и звучит "о" так, что можно принять за "у" порою. Тут много разных говоров и диалектов, как их тут называют - местичковых и провинциальных локальных языков. Носят кломпы как раз в провинции, в городах не видела. А уж в Амстердаме только в сувенирных лавках, да магазинчиках встретишь. Насчет удобства... привыкают вот. Да и в основном пожилые в них встречаются. А им нагибаться не хочется, обуваясь :-) Среднего возраста мужчин тоже видела, правда, в такой обуви. А вот женщин - ни разу. ( не считая той, в Пуэрто-Рико в начале рассказа.), об этом забыла написать.

    ReplyDelete
  9. Аня, как интересно всё рассказываешь! Очень понравились кломпы в виде декора) Как будет больше времени надо будет все записи прочитать.

    ReplyDelete
  10. Спасибо, Мария, заглядывай! С временем непросто, особенно в эту пору :-) Я собираюсь с силами ( и с фотоматериалом) рассказать о встрече НГ. Местная особенность- в неприложном угощении: такие пончики без дырки. Шариками потому зовутся масленными, если дословно перевести. А пришло вроде как из Германии (как многое тут). Вот историю ещё подпричешу - почитаю, пончики сфотографирую - и в продаже и в процессе приготовления (сама не ем, дабы не набрать лишний вес вот так "задаром" - сладкое тесто в масло, не более того :-) А тут едят все и об этом, по-моему, стоит рассказать ....

    ReplyDelete
  11. Мне нрябится что Ты разказал о деревянных баснаках, которы носили особенно раншее в нашей стране.

    Сейчас всё ещё използуют крестьяние.

    А теперь я доьавлю фото, несколько с тридцатовых лет.

    Речь идёт о двух фото сколников в трилцатьвых пет, тагда был кризис.

    Третьий фото сияли и 1945, немедленно после конца бойны. Сам я сижу на земле, третий справа.

    Сердечный привет,
    Ян ван Дейк
    Голландия

    ReplyDelete
  12. Огромное спасибо за реакцию на статью, Ян! А исторические фотографии из личного архива по теме будут всем интересны и являются отличным дополнением к рассказу, поэтому я выложу их в конце, со ссылкой на этот комментарий. Твой вклад - это взгляд не только "изнутри", но из глубины минувших лет - особенно ценен, да ещё в последний день уходящего года - замечательный Новогодний сюрпиз! От души желаю радости успехов в году грядущем и буду рада видеть тебя на страничках этого блога,
    А

    ReplyDelete
  13. Очень интересная статья и комментарии с документальными фотографиями.

    ReplyDelete
  14. Очень подробно и крайне интересно! И я бы поносила кломпы), чудится мне, что неудобность их придуманная, и на самом деле они вполне комфортны и даже полезны для здоровья)

    ReplyDelete
  15. Не могу судить насчёт удобства: свои налезающие куда-то засунула давным давно, только покупая и сделала в них пару шагов. Размер тогда продавец посоветовал, они свободны должны быть.
    Наверное, привыкаешь... Не знаю, погромыхивают кломпы о мостовую при ходьбе. В старину, по травке - другое дело :-) А то что для здоровья полезны, то скорее всего так и есть. На жестком спать ведь тоже полезнее, чем на перине. И вообще, чем ближе к природе, тем лучше. Мы, однако, избалованы техническим прогрессом, потому не далеко всегда выбираем то, что для организма лучше :-)

    ReplyDelete
  16. >>Оказывется у 80% населения левая нога больше правой.

    ой, а я про это знала - мама когда-то говорила, что у всех левая нога больше правой, но многие этого не замечают :)

    а сколько евро стоят сейчас кломпы?

    ReplyDelete
  17. Посмотрю и отчитаюсь в ближайшее время. Завтра как раз рыночный день, посмотрим что там за цены. Забыла, что мне в прошлом году говорил продавец, уговаривая купить хоть парочку пока я фотографировала его товар :-) В местной обувной мастерской их тоже простоянно продают. А вот в сувенирных, думаю,( крашеные) дороже будут (из цельного качественного куска древесины, полированные обычно дороже крашеных). Конкретные цифры озвучу.

    ReplyDelete
  18. Посмотрела. Разброс цен очень велик и зависит более от продающей инстанции, нежели чем от изготовителя и качества продукции. Так выставленные у входа в обувную мастерскую экземпляры стоили от 25 до 37 евро. Желтых у него не было. Обтесанные без лака и краски стоили 25. В ответ на моё удивление, что крашеные дороже ( по теории краска может скрывать дефекты дерева) было сказано, что это - искусство :-) . Действительно, не ровно закрашены были... одни даже черные со звёждочками, я раньше таких, право, не видела. Лакированные стоили 28-30 в зависимости от размера.
    После этого я на рынке увидела лоток с кломпами, где все их разновидности продавались по 14 евро за пару. Были и лакированные, с хорошо просматривающейся структурой дерева за ту же цену. Т.е при покупке надо быть осмотрительным во всех отношениях :-)

    ReplyDelete